VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и содержание налоговой политики РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007839
Тема: Сущность и содержание налоговой политики РФ
Содержание
1. Сущность и содержание налоговой политики РФ



Налоговая политика является важной составляющей социально-экономической политики государства. Термин «налоговая политика» получил широкое распространение в современной политической, экономической и социальной сферах. Тем не менее законодательство РФ термин «налоговая политика» практически не употребляет, как и не раскрывает его содержание. 

При рассмотрении теоретических основ осуществления и проведения налоговой политики государством исследователь сталкивается не только со все еще достаточно слабым (хотя именно с наступлением XXI в. налоговая политика стала объектом такого внимания ученых-экономистов, какого не испытывала за предшествующую историю России) теоретическим обоснованием идей налоговой политики в научной и учебной литературе, но и существенными различиями в понятийно-терминологическом инструментарии налоговой политики.

Обобщая различные подходы к трактовке понятия «налоговая политика», можно дать следующее определение: «налоговая политика - комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов с целью реализации основных направлений социально-экономического развития». 

В дополнение, для более полного понимания сущности понятия «налоговая политика» целесообразным представляется выделение следующих признаков:

основная цель; 

субъект;  

объект налоговой политики. 

Основная цель налоговой политики - наиболее важный ориентир (целевая установка, параметр, задача), который необходимо достигнуть субъекту в результате разработки и реализации собственной налоговой политики. Следует отметить, что цель налоговой политики не является чем-то застывшим и неподвижным. Она формируется под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуации в стране и регионе, расстановка социально-политических сил в обществе. 

Субъектами налоговой политики РФ выступают: 

государственной - Российская Федерация; 

региональной - субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург); 

муниципальной - города, районы, районы в городах. 

Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов. При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом. 

Объектом налоговой политики является предмет, явление или процесс, на который направлена формируемая субъектом налоговая политика.

По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики выступают: 

научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями общественного развития и выводами экономической и финансовой наук;

учет специфики конкретных исторических внешних и внутренних условий; географического положения; реальных экономических возможностей государства;

изучение генезиса налоговой политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, применимых на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны;

учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики;

использование многовариантных расчетов при выработке концепции налоговой политики и предвидение возможных положительных и отрицательных последствий наложения соответствующих налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов. 

Основные направления налоговой политики РФ определяются специальным программным документом с соответствующим названием. Он разрабатывается на трёхлетний период и является основным ориентиром в сфере реализации налоговой политики. 

Так, «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. 

Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования. 

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Таким образом, налоговая политика государства должна быть неразрывно связана с общей экономической стратегией развития страны. Кроме того, она должна учитывать исторические интересы и цели этого государства, а также региональные особенности каждого субъекта России. 




2. Основы построения российской налоговой системы и принципы налоговой политики



В основе построения налоговой системы заложены два принципа - функциональный и территориальный. 

Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических — предприятия и организации. С доходов физических лиц взимаются личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлении в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти - городские, районные, поселковые.

Налоги выполняют три важнейшие функции - фискальную (распределительную), регулирующую и социальную. 

Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и используются для финансирования государственных расходов. 

Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена:

во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложение продукции (услуг);

во-вторых, с помощью системы налогов государство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос.

Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения.

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффективность налогового механизма, контролировать движение финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Совокупность принципов и методов построения налоговой системы, а также способов взимания налогов образует налоговую систему государства. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система.

Важнейшим принципом налоговой политики, который лежит в основе целого ряда организационных принципов построения налоговой системы России, является принцип справедливости. Принцип справедливости находит отражение в целом ряде декларируемых НК РФ основ построения налоговой системы России. В данном Кодексе прежде всего констатируется, что в России каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Одним из условий достижения всеобщности и равенства налогообложения может выступать реализация такого принципа построения налоговой системы, как принцип множественности налогов. Налоговая система России включает определенную совокупность налогов, которая, с одной стороны, состоит из налогов на доходы, имущество и обороты, а с другой - охватывает как юридические, так и физические лица.

Налоговым кодексом РФ определяется, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Все это также является проявлением принципа справедливости налогообложения.

Важным организационным принципом построения налоговой системы России выступает требование экономической обоснованности вводимых налогов и сборов. Они не могут быть произвольными. Важнейшим критерием здесь является обеспеченность тех задач, которые стоят перед государством на том или ином этапе экономического развития. Например, если принято решение о минимальном участии государства в регулировании экономики страны, то и величина бюджетных доходов не должна быть максимальной, соответственно и уровень налогов будет снижаться.

При построении налоговой системы РФ важнейшим организационным принципом является принцип единства. Налоговым кодексом РФ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности, прямо или косвенно ограничивающее свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика. Согласно Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Заметное организационное начало имеет такой принцип построения налоговой системы, как принцип исчерпывающего перечня налогов, вытекающий из единства экономического пространства страны. Он означает, что установление, изменение и отмена федеральных налогов и сборов возможны только Налоговым кодексом РФ. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Однако права региональных органов власти и местного самоуправления ограничены положениями НК РФ. Так, ими не могут быть установлены налоги, которые отсутствуют в перечне, установленном Налоговым Кодексом:

реализацию Конституции РФ (принципы публичности, приоритетности государственных интересов, законности);

права налогоплательщиков (принципы нейтральности, защищенности налогоплательщика, экономического равенства налогоплательщиков, соразмерности налогового бремени);

интересы субъектов государственной власти исходя из федеративного устройства государства (принципы единства налогообложения и налогового федерализма).

Рациональное построение налоговой системы создает необходимые организационные предпосылки для наиболее полного выполнения ею стоящих задач. Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый фактор отражает, насколько полно действующая налоговая система охватывает (выявляет) источники доходов в целях обложения их налогом. Отсюда вытекает тенденция усложнения налоговой системы, специализация и дифференциация форм, методов налогообложения. Вторым фактором эффективности налоговой системы выступает минимизация расходов по взиманию налогов. В результате наряду со специализацией налоговой системы идет процесс упрощения в управлении налогами, в том числе через укрупнение налогов. 

Одной из задач, стоящих перед проводимой в России налоговой реформой для повышения эффективности налоговой системы, было сокращение количества налогов. Ее решение осуществлялось по нескольким направлениям:

отмена наиболее чувствительных для бизнеса «оборотных» налогов на реализацию (налог на пользователей автодорог, налог на содержание объектов социально-экономического назначения);

отмена «дублирующих» налогов (налог с продаж);

отмена налогов, имеющих незначительный фискальный интерес, в том числе из-за несовершенства налогового контроля (налог на покупку денежных знаков, выраженных в иностранной валюте);

приведение в соответствие формы и содержания (налог на операции с ценными бумагами давно стал носить пошлинный характер и его включили в госпошлину).

Общее содержание и характер налоговой системы определяются налоговым законодательством страны, а также нормами международных договоров, которые заключены с зарубежными государствами. В целом налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать стабильное поступление достаточного объема средств в бюджет, а с другой — способствовать росту предпринимательской активности.

Преобладание фискальной направленности в налогообложении в России было обусловлено тем, что создание налоговой системы на первых этапах ее развития проходило в условиях системного экономического кризиса и в качестве главной задачи выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. При сохранении первостепенного значения фискальной функции налогов учитывается и возможность практической реализации объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценного использования налогов как инструмента экономического регулирования.

Современная налоговая система Российской Федерации по своей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам.




3. Сущность и особенности налогового регулирования в РФ



Налоговое регулирование определяется как «меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет». В общем виде налоговое регулирование – составная часть процесса управления экономикой, направленная на обеспечение реализации целей налоговой политики государства и предприятий. 

Налоговое регулирование представляет собой субъективную деятельность государственных органов по использованию на практике регулирующих возможностей налогов в рамках принятой государством налоговой концепции.

Объектами налогового регулирования следует считать: отраслевую структуру экономики, социальную структуру общества, а также финансовые ресурсы, образующиеся у налогоплательщиков в результате их деятельности, и совершающие движение в процессе выполнения налогами их функций. Государственное налоговое регулирование тесным и непосредственным образом связано с налоговым планированием, прогнозированием и налоговым контролем. Предметом налогового регулирования нами определены финансовые отношения, между государством и его регионами, с одной стороны, и налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами, индивидуальными предпринимателями и населением) – с другой, по поводу формирования и перераспределения денежных средств, мобилизуемых при помощи налоговых и обязательных неналоговых платежей. Цели налогового регулирования должны по логике соответствовать целям налоговой политики Российской Федерации. Цели, задачи и приоритеты в области налоговой политики отражаются в формируемых ежегодно Министерством финансов России «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации». Цели налоговой политики определяются складывающейся текущей социально-экономической ситуацией. Таковыми целями в последние годы являются достижение экономической стабилизации; сбалансированность бюджета, интенсификация перехода на инновационный путь развития и рост благосостояния населения. 

В соответствии с основными целями реализуемой в последние годы в Российской Федерации налоговой политики, ее приоритетными задачами выступают: 

создание стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость и сбалансированность, финансовую стабилизацию и сокращение темпов инфляции; 

создание налоговых стимулов для модернизации экономики и оживления инвестиционной активности; 

налоговая поддержка и стимулирование инновационной деятельности; 

повышение эффективности налоговой системы; 

обеспечение налоговой конкурентоспособности страны на мировой арене;

налоговая поддержка отечественного производителя; 

налоговое стимулирование развития малого предпринимательства; 

налоговая поддержка условий ведения бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири; 

налоговая поддержка функционирования созданной с 1 января 2015 года свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; 

деофшоризация российской экономики; 

сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки в течение трехлетнего периода – 2016-2018 годов.

Как показал анализ экономической литературы и статистики, эффективность практической реализации этих целей и задач недостаточно высока из-за отсутствия единой концепции и системного подхода. 

Налоговая система выполняет функцию бюджетного регулирования. В налоговой системе Российской Федерации налоги разделены на три вида и закреплены в части первой Налогового кодекса:

федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.);

региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.);

местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, земельный налог.).

Главную роль в распределении налогов играет федеральный (общегосударственный) бюджет. Как видно, каждый бюджетный уровень привязан к определенным налогам. Важной проблемой является распределение налогов по отдельным уровням. В России распределение по бюджетным уровням осуществляются по принципу долевого участия всех уровней в налоговых поступлениях. Наличие бюджетных уровней предполагает перераспределение части налоговых поступлений от высоких бюджетных уровней (доноров) к низким бюджетным (дотационным) уровням. Расширение самостоятельности административно-территориальных образований сопровождается перераспределением федеральных налогов с помощью закрепленных и регулирующих налогов. Региональные налоги устанавливаются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. Законодательные акты субъектов Российской Федерации определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками. 

Таким образом, один и тот же вид налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания.

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ. 

Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. 

Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ. 

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. 

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. 

16.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.